Обложка Журнал  "Нефть России"  №2  1998 г.                            

Ближний Восток,
Россия и Каспий:
новые маршруты
нефтегазовых потоков?

АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК

    КАК С ИЗМЕНЕНИЕМ любой одной цифры в математической матрице меняются численные значения всех остальных ее элементов, так и с появлением на карте мира нового нефтегазодобывающего региона неизбежно возникают вопросы о его возможном влиянии на устоявшуюся географию поставок нефти и газа на мировом рынке, о перераспределении сложившихся направлений и объемов этих поставок, об усилении или ослаблении конкурентной борьбы на рынках нефти и газа.
    В последнее время особенно широко эти вопросы обсуждаются в отношении Каспийского нефтегазового бассейна и его будущей роли в мировом энергоснабжении. Однако, на мой взгляд, проблема должна рассматриваться в более широком экономическом и геополитическом контексте. Выход на мировой рынок нефти и газа государств Каспийского региона (назовем их условно Каспий) будет происходить одновременно с реализацией новых проектов в российской нефтегазовой промышленности. И Россия, и Каспий будут параллельно оказывать свое влияние на сложившиеся направления потоков и расстановку сил на рынках нефти и газа Восточного полушария. Какова будет равнодействующая этих двух векторов? Окажет ли усиление роли одного из действующих игроков на мировом рынке (Россия) и появление на этом рынке нового крупного игрока (Каспий) существенное влияние на конкурентные позиции государств Ближнего и Среднего Востока (БСВ) - крупнейших экспортеров нефти и газа? Вот вопросы, на которые мы попытаемся найти ответ.
    Вплоть до недавнего времени нефтяные рынки Восточного полушария были довольно устойчиво поделены между основными поставщиками. Сложились и маршруты поставок нефти и нефтепродуктов на рынки потребителей (см. "Рынки нефти и газа Восточного полушария"). Ближневосточная нефть доминирует на западноевропейском и дальневосточном рынках, куда она доставляется танкерами. Россия может составлять ей конкуренцию только в Западной Европе. При этом маршруты доставки российской нефти на различные сегменты западноевропейского рынка различны:
    - в Южную Европу западносибирская нефть доставляется через средиземноморские порты танкерами из Новороссийска, Туапсе и Одессы, куда в свою очередь приходит по трубопроводам из Западной Сибири, в том числе (на Одессу) - транзитом через территорию Украины;
    - в Центральную Европу та же западносибирская нефть приходит по нефтепроводу "Дружба" транзитом через украинскую территорию;
    - в Северо-Западную Европу поставляется танкерами через порты государств Балтии (Вентспилс и др.), куда она поступает также по нефтепроводу.
    Российский газ поступает в Западную Европу по трубопроводам из Западной Сибири транзитом через территорию Украины. Его основными конкурентами на западноевропейском рынке являются норвежский и алжирский газ, также поставляемый туда по трубопроводам, и, опосредованно, нигерийский сжиженный природный газ (СПГ). Систематические поставки российских нефти и газа на дальневосточный рынок отсутствуют. Ближневосточный газ доставляется на быстрорастущий рынок государств Юго-Восточной Азии (ЮВА) в виде СПГ (Катар, Оман).
    В перспективе наибольший рост спроса сохранится в странах ЮВА. Этот регион - основной рынок для расширения экспортных поставок нефти и газа. Страны БСВ будут продолжать наращивать сюда углеводородный экспорт. Однако они столкнутся с растущей конкуренцией новых экспортеров нефти и газа/СПГ (Россия, Каспий).
    В ближайшие несколько лет география поставок российских нефти и газа на мировой рынок претерпит существенные изменения в результате диверсификации источников и маршрутов их доставки (см. "Рынки нефти и газа Восточного полушария"). Новые районы добычи появятся внутри самой России. Одновременно с этим будет происходить проникновение нефтегазовых компаний России в нефтегазодобычу ближнего и дальнего зарубежья (в первую очередь - на Каспий и далее на юг, в некоторые из ближневосточных государств, в первую очередь - в Ирак).
    Наряду с Западной Сибирью, традиционным основным добывающим нефтегазовым регионом России, на ее карте появятся новые, в том числе ориентированные на экспорт районы добычи нефти и газа на Дальнем Востоке (Сахалин), в Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение в Иркутской области и др.), на севере европейской части страны (Тимано-Печора).
    В результате российские нефть и газ придут на дальневосточный рынок. Освоение проектов на шельфе острова Сахалин предусматривает поставку нефти и СПГ в Японию, Корею, на Тайвань.
    На сегодня в стадии освоения находятся два сахалинских проекта:
    - Сахалин-1 - компании "Роснефть", "Сахалинморнефтегаз" (Россия), "Экссон" (США), "Содеко" (Япония) осваивают месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги;
    - Сахалин-2 - компания "Сахалин Энерджи", образованная консорциумом фирм "Маратон" (США), "Мицуи" и "Мицубиси" (Япония) и "Ройял-Датч/Шелл" (Великобритания-Нидерланды), осваивает месторождения Пильтун-Астохское и Лунское.
    Проведен конкурс по блоку Сахалин-3 (победители - американские компании "Тексако" и "Мобил"). Всего на шельфе Сахалина намечено для освоения по крайней мере 8 конкурсных участков.
    Основные направления экспортных поставок нефти и газа (в виде СПГ) сахалинских проектов:
    - на быстрорастущий рынок Юго-Восточной Азии (для обеспечения окупаемости этих проектов, разрабатываемых на принципах проектного финансирования);
    - на российский Дальний Восток, испытывающий острый дефицит углеводородного топлива (сегодня жидкое топливо доставляется на два дальневосточных НПЗ - в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре - по железной дороге из Западной Сибири, а небольшие количества газа - по газопроводу с севера Сахалина).
    Другим источником поставок газа из России на рынок ЮВА может стать газ Ковыктинского и других восточносибирских месторождений. Поставки предположительно будут осуществляться по трубопроводу на север и северо-восток Китая и в Корею (работы над ТЭО проекта начаты в рамках двусторонней межправительственной комиссии).
    Таким образом, государства БСВ на традиционных для себя рынках получат в лице России еще одного конкурентного поставщика нефти и СПГ. Вторым станет Каспий.
    Все прикаспийские государства ведут активные поисково-разведочные работы на шельфе с привлечением международных нефтяных компаний, несмотря на то, что окончательное решение проблемы делимитации Каспия на межгосударственном уровне не достигнуто. Нерешенность проблемы и возникающие вследствие этого политические разногласия (последний пример такого рода - туркмено-азербайджано-российский конфликт вокруг месторождения Кяпаз, или Сердар) могут замедлить, но не остановить процесс интенсивного освоения нефтегазовых ресурсов шельфа Каспийского моря.
    Так, в одном лишь Азербайджане, наиболее активно осваивающем нефтегазовые ресурсы Каспийского шельфа, на сегодня подписано уже восемь соглашений о разведке и добыче нефти и газа с консорциумами иностранных компаний (проекты Азери - Чираг - Гюнешли, Карабах, Шах-Дениз, Дан-Улдузу - Ашрафи, Ленкорань - Талыш-Дениз, Апшерон, Нахчыван, Огуз).
    Идет интенсивное проникновение российских нефтяных компаний в этот район. Пока здесь закрепились только "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть". Однако процесс этот будет столь же интенсивно продолжаться. На подходе - ЦТК, "ЮКОС" и другие компании.
    Существует несколько причин активной экспансии российских компаний в этот район, помимо исторических связей нефтяных комплексов государств СНГ и национальных корней их руководителей. Это в первую очередь стремление к снижению издержек и облегчение выхода на мировые рынки. Некоторое время назад "ЛУКОЙЛ" объявил о намерении довести до 25% долю нефти, добываемой за пределами России. Постановка такой задачи вызвана непрекращающимся ростом издержек при добыче нефти на старых месторождениях Западной Сибири. Участие же в освоении новых месторождений Каспийского шельфа может затормозить или даже остановить рост издержек в среднем по компании. С другой стороны, вкладывая деньги в добычу нефти за рубежом, "ЛУКОЙЛ" и другие компании уходят таким образом от запретительного российского налогообложения и повышают рентабельность своей производственной деятельности.
    Перемещение нефтяных операций на периферию российской территории (Сахалин, Тимано-Печора) и/или за ее пределы (Каспий) решает еще одну важную задачу повышения эффективности этих операций для российских нефтяных компаний - у них появляется возможность отказаться от дорогостоящих услуг "Транснефти" по перекачке добываемой ими нефти.
    Завышенные тарифы этой государственной естественной монополии не только перекладывают на потребителя финансирование инвестиционных программ компании, но и включают, на мой взгляд, элементы косвенного налогообложения пользователей ее услугами, избежать которых невозможно при перекачке нефти из Западной Сибири в любом направлении. При доставке ее, например, в Новороссийск транспортная составляющая съедает 23-24 доллара за тонну. Поэтому отсутствие необходимости пользоваться услугами "Транснефти" будет уменьшать производственные издержки нефтяных компаний на весьма существенную величину.
    При освоении месторождений Каспия уменьшение протяженности путей транспортировки нефти на мировой рынок по сравнению с западносибирской нефтью (экономия на транспортном тарифе) будет означать возможность вовлечения в рентабельную разработку более дорогих месторождений - при сохранении их конкурентоспособности у потребителя с той же западносибирской нефтью. Но только в том случае, если маршруты транспортировки каспийской нефти будут подразумевать наличие путей, проходящих не только через российскую территорию. Таким образом, российские нефтяные компании, ведущие освоение каспийских месторождений, объективно заинтересованы в наличии таких альтернативных путей для создания конкуренции среди транспортных систем и уменьшения своих транспортных издержек.

Рынки нефти и газа Восточного полушария: основные экспортные маршруты

    Следовательно, проблема транспортировки каспийской нефти заключается не столько в нахождении альтернативы чеченскому маршруту (наиболее широко дискутируемая проблема), сколько в более широкой диверсификации петей транспортировки - в том числе и не проходящих по российской территории. В этом объективно заинтересованы российские нефтяные компании. И здесь их интересы объективно расходятся с государственными.
    Поэтому стратегические планы компаний России уходят еще дальше на юг - в сторону Ирака и других нефтедобывающих стран БСВ, заинтересованных в наращивании своих производственных возможностей. Проникновение в Ирак российских компаний осуществляется по двухэтапной схеме:
    - первый этап - поставки иракской нефти на мировой рынок в рамках программы ООН "нефть-продовольствие", в ходе реализации которой уже почти десяток российских фирм получил квоты на продажу иракской нефти;
    - второй этап - расширение присутствия закрепившихся на иракском рынке компаний (от торговли нефтью - к инвестициям в добычу нефти и газа). Наиболее широкую известность получило участие "ЛУКОЙЛА" и других российских компаний в проекте Западная Курна.
    С ростом добычи нефти на Каспии и наращиванием проникновения российских компаний как в этот район, так и в страны, лежащие к югу от Каспия, будет расти значение БСВ как транзитного региона, поскольку именно южное направление (по трубопроводам до терминалов Персидского залива) является самым коротким путем доставки каспийской нефти на рынок ЮВА.
    Таким образом, дополнительные потоки конкурентной нефти и газа пойдут на рынок ЮВА по двум направлениям: с российского Дальнего Востока и из района Каспия через БСВ. Если, конечно, страны БСВ не попытаются путем запретительной тарифной политики (за транзитную прокачку) ослабить конкурентное давление каспийских углеводородов на свои традиционные экспортные рынки.
    Усилится конкуренция поставщиков углеводородного сырья и в странах Западной Европы. Освоение Тимано-Печерской нефтегазовой провинции (а затем и Штокмановского газоконденсатного месторождения) приведет к росту поставок углеводородов на рынок Северо-Западной Европы как танкерами (проект "Северные ворота"), так и по трубопроводам (Балтийская трубопроводная система) через новые нефтяные терминалы на российском побережье Балтики (бухта Батарейная и др.) Туда же через страны Центральной Европы по белорусскому коридору (стремление уменьшить зависимость от транзита через Украину) придет газ Ямала и, возможно, часть тимано-печерской и западносибирской нефти.
    Нефть (независимо от ее происхождения), отгружаемая через черноморские порты России, усилит конкуренцию и на рынке Южной Европы. При этом проблема проливов - Босфора и Дарданелл - будет отчасти решена посредством строительства обходных трубопроводных систем через территорию Болгарии и Греции. Каспийская нефть, доставляемая в порты Восточного Средиземноморья через территорию Турции, также усилит конкуренцию на рынке Южной Европы.
    Таким образом, в ближайшие годы следует ожидать обострения конкуренции для нефти и газа стран БСВ на рынках Западной Европы и ЮВА со стороны России и государств Каспийского региона. Предварять его будет уже развернувшаяся борьба указанных выше регионов на международном рынке капиталов за инвестиции в освоение капиталоемких нефтегазовых проектов.
    Объем капиталовложений в два первых сахалинских проекта составит порядка 25 млрд долларов. Освоение Ковыктинского месторождения (без строительства трубопровода) будет стоить порядка 7 млрд долларов. Затраты на освоение Тимано-Печерской нефтегазовой провинции оцениваются более чем в 50 млрд долларов, плюс 5 млрд долларов на транспортные системы по доставке нефти на западноевропейский рынок. Инвестиции в первые восемь азербайджанских проектов на Каспии оцениваются в 28 млрд долларов. Ежегодный инвестиционный спрос нефтегазового сектора государств БСВ составляет порядка 20 млрд долларов, половина которого должна быть покрыта из иностранных источников.

ДОСЬЕ

Конопляник Андрей Александрович -
исполнительный директор Российского банка
реконструкции и развития, руководитель
группы разработчиков законодательства
о СРП, д.э.н.